В прошлом заказы были широко распространены в быту и имели чисто вталитарнае значение: с помощью слова, магического действия превратить желаемое в реальность - подобным вызвать подобное.
Заказа больше всего находились на вооружении узкой группы людей - «профессионалов», так называемых шептунам, магов, колдун, которые с целью закрепления у населения веры в магическую силу слова нередко использовали рациональные средства народной медицины или многие делали любовный приворот самостоятельно , чем обеспечивали наиболее устойчивое место этому виду творчества в народе.
Писались заказа обычно рифмованной прозой («На синем море, на беражочку, на желтом песочке стоит дуб зеленый, к земле нахилёны. А из того дуба как поднялись шуры и бури, ветры Кавур ...» - с «Заказа на ружье»). Некоторые особенности поэтики народных заговоров используются в процессе в современной лирической поэзии («Заказ» С. Понизника).
Принято делить заказы на несколько тематических групп: первая группа - заказы, связанные с хозяйственной деятельностью человека (охота, рыбалке, пчеловодство, сбор ягод, грибов, сохранение скота, урожая); вторая группа - заказы против болезней (лихорадка, зубная боль, укус пчелы и т.д.); третья группа - заказы, связанные с семейными отношениями и частным бытом (прысушки, адсушки - любовные заказа); четвертая группа - заказы, связанные с общественными отношениями, и т.д.
Заказа ценны тем, что в них нашли отражение многие стороны хозяйственной и духовной жизни человека. Они являются памятниками художественного слова народа, составляют интересную часть устной наследия народа.
|